Беспилотная техника на выставке FIDAE-2010

Выставка FIDAE 2010, прошедшая в апреле этого года на территории выставочного комплекса аэропорта столицы Чили Сантьяго, как и в прошлые годы, остается значительным событием в авиационно-космической отрасли Латинской Америки. Несмотря на непрекращающиеся подземные толчки, представительство участников не было сокращено (во всякомслучае, пустых площадей не наблюдалось). Автора этих строк в первую очередь интересовали представленные системы беспилотных летательных аппаратов, и таковые имелись в достаточном количестве

Владимир Воронов на фоне БЛА Hermes 900Владимир Воронов на фоне БЛА Hermes 900

Лицом беспилотной программы FIDAE 2010 стала, как и следовало ожидать, экспозиция израильской Elbit Systems. Компания проявляет большой интерес к южноамериканскому рынку и ведет весьма агрессивную маркетинговую кампанию по продвижению своих систем. В 2008 компания поставила свои беспилотники на 25 млн. долл. одной из стран данного региона, а в текущем году уже «засветилась» в скандале с обвинениями в даче взяток и подтасовке результатов тендера на поставку беспилотников в Колумбию.

Вся линия производимых компанией БЛА (а это: SkyLark I и SkyLark II, а также Гермесы 90, 450 и 900) была выставлена в виде моделей на стенде. Каждая модель сопровождалась демонстрацией на мониторе видеоролика о возможностях той или иной беспилотной системы.

Выставочный стенд компании ElbitВыставочный стенд компании Elbit

Помимо этого, на статической стоянке выставки были представлены и натурные образцы беспилотных летательных аппаратов от малого Hermes-90 (о нем подробно писалось в отчете по выставке LAAD-2009) до гиганта Hermes-900. И, конечно, недобро знакомый нам Hermes 450, «работавший» против нас с территории Грузии во время конфликта с Абхазией и Южной Осетией в 2008 году.

«Гермесы» от мала до велика«Гермесы» от мала до велика

Hermes 450Hermes 450

Обращает на себя внимание уровень подачи информации о продукции. На стенде был обустроен небольшой кинозал, где в режиме non-stop шла демонстрация игрового фильма о применениях БЛА для борьбы с терроризмом, охраны объектов, ведения разведки и выдачи целеуказания. Сценарий, обыгранный в фильме, включал в себя всю цепочку событий: от обнаружения злоумышленников до отчета об их уничтожении.

Презентация БЛАПрезентация БЛА

Ситуационный центр управленияСитуационный центр управления

Приём «картинки» бойцами спецподразделенийПриём «картинки» бойцами спецподразделений

В нужных местах развертывание событий прерывалось комментарием ведущего или демонстрацией особенностей аппаратуры БЛА. После просмотра фильма гостей выводили на статическую экспозицию, где вид реальных беспилотников, возможность прикоснуться к ним довершали обработку клиентов:

Имелись беспилотники и на стендах компаний из других стран.

Соединённые Штаты лишь обозначили наличие у них подобной техники (в чем, впрочем, мало кто сомневается) демонстрацией нескольких макетов на стенде ВВС США.

Выставочный стенд ВВС СШАВыставочный стенд ВВС США

Как и на выставке в Рио-де-Жанейро в 2009 году, местные производители отметились причудливым концептом летающего крыла огромного для такого типа БЛА размера. Наличие этого БЛА на стенде ВМС Чили объясняет выбор схемы планера. Внешний вид и состояние несущих поверхностей свидетельствуют, что этот самолет летал.

Местный образец БЛАМестный образец БЛА

Из прочих представленных реальных БЛА достоин упоминания только этот британец VIGILANT, похоже, сделанный по мотивам SkyLark.

БЛА VIGILANTБЛА VIGILANT

Характерной чертой беспилотной экспозиции FIDAE 2010 стало очевидное желание многих экспонентов хотя бы заявить о работах над БЛА. Даже, не имея ничего реального для представления, они, тем не менее, успешно овладевают компьютерной графикой и трехмерным моделированием. Как, например, китайская компания CEIEC, или испанский Национальный Институт аэрокосмической техники (Instituto National de Technica Aerospacial)

Макеты БЛА компании CEIECМакеты БЛА компании CEIEC

Рекламная листовка БЛА разработки испанского Instituto National de Technica AerospacialРекламная листовка БЛА разработки испанского Instituto National de Technica Aerospacial

А что же в российской части экспозиции? Единственное упоминание о беспилотниках имелось в проходе у стенда корпорации «Иркут».

В экспозиции российских компаний упоминание беспилотников присутствовало только на стенде компании «Иркут»В экспозиции российских компаний упоминание беспилотников присутствовало только на стенде компании «Иркут»

Автор, тем не менее, будучи знакомым с реальным положением дел у отечественных производителей БЛА, уверен, что такое соотношение даже на современном этапе не отражает действительной ситуации. У нас тоже есть что показать в большинстве классов БЛА, но есть и бюрократические барьеры на пути к зарубежному заказчику, преодоление которых требует времени и сил.

Владимир Воронов, ФНПЦ «НефтеГазАэроКосмос». Статья с uav.ru.