Проблемы нормативно-правового обеспечения комплексов с БЛА

В современных условиях наблюдается стремительный рост заинтересованности в применении беспилотной техники различными министерствами и ведомствами, которые уже осуществляют ее закупки и подготовку подразделений для ее эксплуатации. В связи с этим приобретает актуальность проблема организации и проведения полетов беспилотной авиации, обеспечения безопасности полетов.

Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, а также общий порядок выполнения полетов гражданской, государственной и экспериментальной авиации в воздушном пространстве Российской Федерации устанавливаются рядом нормативных и правовых актов. Основными из них являются Воздушный кодекс Российской Федерации, Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, Федеральные правила выполнения полетов воздушных судов по воздушным трассам, местным воздушным линиям и в районах авиационных работ, Федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации, Федеральные авиационные правила производства полетов гражданской авиации.

Порядок использования воздушного пространства в целях удовлетворения потребностей различных пользователей воздушного пространства регламентируют соответствующие инструкции:

  • Инструкция по составлению формализованных заявок на использование воздушного пространства,
  • Инструкция по производству стрельб на полигоне,
  • Инструкция по производству взрывных работ, Инструкция по производству противоградных стрельб на территории Российской Федерации,
  • Инструкция по производству запусков шаров-зондов на территории Российской Федерации,
  • Инструкция по подготовке и проведению полетов автоматических и подъема привязных аэростатов.

Но основная проблема состоит в том, что во всех документах, регламентирующих правила полетов и порядок использования воздушного пространства не учтены вопросы применения беспилотной авиации в открытом воздушном пространстве. Существующая система управления воздушным движением (УВД) в части обеспечения безопасности совместного функционирования пилотируемых и беспилотных средств не готова.

В целях обеспечения применения беспилотной авиации в интересах различных потребителей, думается, что было бы необходимо внести ряд изменений и дополнений в существующие нормативные и правовые акты, и разработать недостающие правила и нормы.

Воздушный кодекс Российской Федерации является основным нормативным актом воздушного законодательства. Кодекс, принятый Государственной Думой в 1997 году в качестве федерального закона № 60-ФЗ, устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, определяет задачи и пути государственного регулирования данных вопросов. Государственное регулирование осуществляется путем установления общих правил деятельности и ответственности за их соблюдение.

В Воздушном кодексе не предусмотрено специальных положений по беспилотной авиации. Но беспилотная авиация имеет свои особенности, что требует корректировки формулировок постатейно.

Федеральные авиационные правила использования воздушного пространства Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 и вступают в силу с 1 ноября 2010 г.

Правила устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, определяют основные положения по обеспечению безопасности использования воздушного пространства.

Большим достижением для беспилотной авиации является включение в новые Правила следующих положений: определение беспилотного летательного аппарата; порядок использования воздушного пространства БЛА; планирование и координирование использования воздушного пространства в отношении беспилотных летательных аппаратов на основании планов (расписаний, графиков).

В целом настоящие Правила обеспечивают возможность выполнять полеты беспилотным воздушным судам, посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных летательных аппаратов.

Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации разработаны в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации и утверждены совместным приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства 2002 г. № 136/42/51.

Правила устанавливают общий порядок выполнения полетов пилотируемыми воздушными судами гражданской, государственной и экспериментальной авиации в воздушном пространстве Российской Федерации.

В пункте 2 общих положений устанавливают, что полеты автоматических аэростатов, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов выполняются по правилам, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области обороны.

Федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации также указывают, что для воинских частей беспилотных воздушных судов разрешается разрабатывать служебные документы, учитывающие специфику их работы и уточняющие порядок производства полетов.

Учитывая вышеизложенное, думается, что целесообразно не вносить дополнения и изменения в настоящие Правила, а разработать отдельный документ, который бы объединил для беспилотной авиации упомянутые документы в виде Федеральных авиационных правил использования беспилотных воздушных судов в интересах министерств и ведомств Российской Федерации.

В Основные правила полетов БЛА необходимо было бы включить следующие положения:

  • полеты БЛА осуществляются в выделенном воздушном пространстве, свободном от полетов других воздушных судов, кроме случаев совместного выполнения задач (сопровождение БЛА пилотируемым воздушным судном, применение БЛА в качестве воздушной мишени и др.);
  • для полетов БЛА в воздушном пространстве могут устанавливаться маршруты полетов, районы полетов беспилотных воздушных судов, а также могут использоваться районы аэродромов, полигонов, авиационных работ, специальные зоны полетов (при условии внесения изменений в федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации и обеспечении безопасности полетов);

Маршруты и районы полетов БЛА должны устанавливаться с учетом:

  • расположения других элементов структуры воздушного пространства и государственной границы Российской Федерации, аэронавигационной обстановки в окружающем воздушном пространстве;
  • расположения населенных пунктов;
  • рельефа местности и высоты естественных и искусственных препятствий;
  • требований к размещению комплекса с БЛА на местности;
  • возможности организации надежной связи с позиционным районом подразделения беспилотных воздушных судов;
  • обеспечения в необходимых случаях непрерывного радиолокационного контроля за беспилотными воздушными судами;
  • обеспечения в необходимых случаях надежного управления беспилотными воздушными судами и передачи от них информации.

Пуск (разбег) и посадка БЛА должны осуществляться из постоянных и временных позиционных районов подразделений БЛА. Требования к позиционному району определяются документацией комплекса с БЛА.

Сведения о постоянных позиционных районах должны указываться в инструкциях по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД. Местоположение временных позиционных районов должно согласовываться с территориальным органом Федеральной аэронавигационной службы, который несет ответственность за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД.

Николай Олтян. Статья с uav.ru.