В 2008 году Пограничная служба ФСБ России проявила интерес к беспилотным аппаратам, разработанным в КБ беспилотных систем ЗАО «Транзас». Интерес этот проявился после участия компании в выставках «Беспилотные многоцелевые комплексы в интересах ТЭК» и «Интерполитех» в 2007 году. После проведенных переговоров было решено в течение 2008 года показать комплекс «Дозор» в действии.
Ранней весной 2008 года представительная комиссия из состава Пограничной службы ФСБ России прибыла в Санкт-Петербург для ознакомления с комплексом. К сожалению, в этот период нельзя было продемонстрировать комплекс в автоматическом полете, поскольку именно тогда проводилась замена системы автоматического управления производства ООО «ТеКнол» на САУ собственной разработки. Транзасовский автопилот к тому моменту только проходил вибрационные и климатические испытания и готовился к первым облетам. Тем не менее, представителей Погранслужбы это обстоятельство не смутило, и они согласовали программу испытательных полетов в режиме дистанционного управления.
Погодные условия в феврале месяце соответствовали многолетним наблюдениям. Метеообстановка была критической. Взлетно-посадочная полоса представляла собой обледенелый участок грунта, залитый водой и снежной кашей. Некоторые сомнения по поводу возможности взлететь с такой поверхности были, однако решение проводить полеты было принято. Ветер встречный 450 10-, порывами до 12 м/сек, должен был продемонстрировать возможность нашего аппарата взлетать и садиться в таких непростых условиях. Взлет БЛА «Дозор-2» был проведен успешно. Несколько кругов по «коробочке», посадка. Видео изображение в полете транслировалось на мониторы, расположенные на рабочем месте пилота-оператора на наземном пункте управления (НПУ).
Несмотря на то, что в ходе этих полетов не удалось реально оценить возможность длительного полета БЛА, да и нижний край облачности менее 100 м вкупе с начавшимся мокрым снегом не оставили надежд провести качественную фотосъемку, тем не менее, «Дозор-2» показал на практике одно из своих главных качеств - возможность эксплуатации в сложных погодных условиях.
Вторая встреча с представителями Погранслужбы состоялась ранней осенью 2008 года на летном поле летно-испытательного комплекса (ЛИК) «Кузнецово», расположенного под Санкт-Петербургом. Интерес к комплексу оставался, однако к этому времени компания проводила испытания следующего БЛА «Дозор-4» , на котором уже стояла САУ, разработанная «Транзас». К этому моменту работа по настройке автопилота была в самом разгаре, но у пограничников не было времени ждать. Несмотря на то, что летные испытания только начались, полеты прошли на «отлично». БЛА строго выдерживал высоту и направление полета, даже не специалистам было видно, что аппарат стабилен, летает уверенно, способен взлетать и садиться с травяного покрытия, умеет делать высококачественные фотоснимки, а экипаж может их оперативно «сшивать» в фотокарты. Длительный автоматический полет в этот раз тоже не удалось продемонстрировать.
Через несколько месяцев, осенью 2008 года, компания «Транзас» получила приглашение от Погранслужбы провести показательные полеты в горах Дагестана. Время было назначено на середину октября.
Комплекс в транспортном положении помещается на автомобиле «Defender-110» с обычным прицепом. За несколько часов транспортным самолетом Ил-76 комплекс и экипаж были доставлены на территорию погразнзаставы «Джепель».
Полеты продолжались в течение 5 дней. В зону полетов входили участки ответственности погранзастав Магарамкент, Джепель, Чах-Чах от линии государственной границы вглубь Российской территории на расстояние до 20 км. Для взлета-посадки БЛА использовалось неподготовленное в инженерном плане поле в районе погранзаставы Джепель, предназначенное для выпаса крупного рогатого скота.
Для обеспечения безопасности воздушного движения ежедневно, с разрешения органов ОрУВД, производилось закрытие воздушного пространства в радиусе 45 км от населенного пункта Джепель до абсолютной высоты 3000 метров включительно на период с 10-00 до 18-00.
В первый день пребывания на погранзаставе была произведена сборка БЛА из транспортного положения в полетное, после чего был осуществлен облет БЛА по кругу. После прохождения без замечаний этого начального испытания последовало выполнение полета по южному маршруту на высоте 1500 м над уровнем моря. Протяженность маршрута составила 75 км с отлетом от точки старта на расстояние в 35 км, время полета 00-25.
Рабочая полезная нагрузка БЛА включала фотокамеру и фотокамеру переднего обзора. Из-за невозможности передавать изображение на наземный пункт управления (ввиду того, что 2.4 ГГц модем «глушит» работу приемника GPS, от его использования пришлось отказаться), видеоматериал архивировался в бортовой накопитель, для дальнейшего изучения на земле. Полет был выполнен без замечаний. При посадке была сломана стойка переднего шасси (из-за попадания в яму на поле). Замена шасси произведена в полевых условиях в течение 20 минут.
Второй день встретил сложными метеоусловиями - восточным ветром 10-12 м/сек у земли и более 30 м/сек на высоте 1000 м. С северного маршрута не вернулся БЛА производства другой компании. Его поиски и составили полетное задание этого дня. Высота полета составила 1500 м, протяженность - 75 км, продолжительность - 37 мин.
На всем протяжении полета производилось фотографирование с интервалом 3 секунды и видеосъемка с трансляцией в бортовой накопитель. По результатам дешифрования фотоматериала было определено ориентировочное место падения БЛА , который был найден на следующий день поисковой группой.
Полетное задание на третий день состояло прохождении южного маршрута над горами на высоте более 3 км. Высота гор в районе полета 2 900 м. Погода по-прежнему не баловала - над местом старта облачность 6 баллов, в южном направлении облачность, оцененная визуально – 10 баллов, кучевая, развитая по высоте. В результате по согласованию с пограничниками полетное задание было скорректировано. Маршрут полета, ограниченный входом в ущелье на высоте 2.5 км, до населенного пункта Усунхутчай и обратно, был пройден без замечаний. Были отсняты высококачественные фото, сшитые потом в единую фотокарту.
После этого был выполнен набор высоты над точкой в автоматическом режиме до высоты 2500 м. Вертикальная скорость в момент прекращения набора составила 4 м/сек. На набранной высоте было пройдено 4 круга и началось снижение снижение. Время полета 39 мин. В этом полете истратили 2 л топлива.
Утром четвертого дня полетов был объявлен режим усиления границы. В связи с этим была дана команда на подготовку к выполнению задачи на боевое применение.
Полетное задание включало контрольный облет, видео- и фотосъемку указанного участка границы. Высота полета 2 км. Погода: ветер СВ- 5-7 м/сек, облачность 8 баллов.
Задание было выполнено за 39 мин. Качество фото и видео съемки - отличное. По оценке комиссии, это лучшее, что они когда-либо видели.
Следующее полетное задание включало фотографирование участка ответственности границы заставы Джепель на всем протяжении с тыловой частью вглубь на 20 км и создание фотокарты. Высота полета 1200 м, протяженность маршрута 130 км, время полета 01-06. Полет выполнен с отличным качеством работ.
Полетное задание пятого дня включало полет в автоматическом режиме на малых высотах (до 300 метров) и изменение высоты полета во время полета и изменение маршрута без посадки (оперативное изменение маршрута). Погода: ветер 2-3 м/сек, облачность 10 баллов, нижний край облачности 250 м.
Полет был выполнен без замечаний, были подтверждены возможность изменения маршрута и высоты во время полета.
Кроме того, в пятый день был произведен показательный полет для руководства Погранотряда в котором уже применяются БЛА для охраны границы . По словам пограничников, полет оставил исключительно хорошее впечатление.
Общий вывод комиссии: анализ представленных беспилотных аппаратов позволяет сделать вывод о возможности создания беспилотных авиационных комплексов в интересах ФСБ России с учетом научно-технического задела производителей.
В 2008 году компания «Транзас» продемонстрировала «Дозор» в действии и ряду других заинтересованных лиц и организаций. Впервые к разработкам компании проявили интерес и военные. Однако пока армия исключительно осторожно оценивает возможности использования беспилотных комплексов в своих интересах. Гражданские же структуры, напротив - в постоянном поиске, решают вопрос как лучше и эффективней использовать, то что неожиданно подарил научно-технический прогресс. «Дозор» участвовал в воздушном фотографировании с целью создания ортофотопланов, проводил съемки на газовых и нефтяных трубопроводах для обеспечения мониторинга в целях обеспечения безопасности.
Геннадий Трубников. Статья с uav.ru.